12 августа
Полевая практика студентов-экологов РУДН
Косинские озёра, Ульяновский лесопарк, биостанция «Малинки»...Звучит, как чей-то маршрут для палаточного отдыха, но это места, где студенты-экологи РУДН проходили практику. Они изучали разные типы лесов и описывали их видовое разнообразие. Кроме того, студенты оценили влияние человека на экосистемы и впечатлились скоростью «захвата территорий» борщевиком Сосновского.«Мы успели поработать с разными сообществами — от еловых и смешанных лесов до луговых и пойменных участков. Для описания структуры лесов закладывали пробные площадки 20 × 20 м: отмеряли нужный размер с помощью рулетки, а дальше уже всё определяли на этом участке. Высоту ярусов оценивали приблизительно, ориентируясь на собственный рост. Сомкнутость крон определяли визуально — это приходит с опытом. А вот с видовым разнообразием всё не так просто. Особенно в травянистом ярусе быстро ничего не перечислишь. Каждый вид приходилось отдельно находить, внимательно рассматривать и сверять с определителем — это было похоже на детективное расследование, но зато теперь многие растения узнаются с первого взгляда», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).От озёр с ледниковой водой до хвойных лесовКаждая из локаций, в которых работали студенты, имела свои особенности. Например, Косинские озёра — это комплекс озёр ледникового происхождения. Такой вид водоёмов редкость для Московского региона, они встречаются обычно на севере и северо-западе страны. К сожалению, озёра подвержены сильному негативному влиянию со стороны человека. В Белом озере из-за активной эксплуатации и ливневых стоков в водоёме наблюдаются чрезмерный рост водорослей и других растений, недостаток кислорода и массовая гибель рыб зимой. А в Святом озере происходят процессы осушения, смыва удобрений, из-за чего исчезают верховые болотные растения, зато сплавина (слой флоры, покрывающей поверхность) водоёма зарастает ивами и тростником.«В Ульяновском лесопарке в Подмосковье преобладают сосновые, берёзовые, дубовые и смешанные леса (сосна-берёза). По мере удаления от водоёмов леса становятся более сухими и сосновыми. Ближе к дорогам часто встречались березняки — вероятно, это связано с нарушением почвенного покрова и более быстрым восстановлением берёзы. Ближе к водоёмам встречаются заболоченные участки с ольхой чёрной. На более старых участках леса сосна начинает вытеснять берёзу», — Диана Чиркова, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).Леса вокруг биостанции «Малинки» интересны тем, что они были обновлены около 100 лет назад. Крестьяне получили местные леса в аренду с условием, что на месте каждого срубленного дерева они буду сажать молодое деревце того же вида. Здесь уже несколько десятилетий экологи проводят широкий спектр исследований — от мониторинга состояния популяций редких видов до изучения влияния человека на экосистемы.Раскопки под ливнямиВо время практики студенты описывали не только леса, но и структуру местной почвы. Часть исследований пришлась на сезон затяжных ливней, что заметно осложняло полевые работы.«Почва становилась слишком сырой для полноценного копа, и стандартную яму 1×1 м было просто невозможно выкопать. Склоны размокали и становились скользкими, поэтому некоторые маршруты приходилось проходить с особой осторожностью. Но несмотря на трудности, такая погода подарила нам массу запоминающихся моментов —мы точно запомним, как спасали друг друга на обводнённых тропах и как ценой сухой одежды искали обходные пути», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).По словам студентов, на локациях им встречались торфяно-болотные, подзолистые (кислые почвы, которые формируются в условиях промывного водного режима под хвойными и смешанными лесами) и дерново-подзолистые почвы.В мире флоры и фауныКонечно, во время долгих полевых работ экологи не могли не встретить разнообразных представителей подмосковной фауны.«Я не ожидала настолько большое видовое разнообразие животных. За время практики мы встретили тех, кого в обычной жизни вряд ли бы встретили. Например, бобра в парке «Яуза». Особенно удивительным было увидеть лосей на биостанции «Малинки». А в конце практики произошел милый и очень приятный момент — удалось покормить белку с рук», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).Что же касается флоры, то студенты отметили в своих полевых дневниках наличие нескольких инвазивных видов растений. Это растения, которые были завезены в регион из их естественного ареала обитания, но они стали активно распространяться и вытеснять местные виды, угрожая биологическому разнообразию.«В Подмосковье из таких растений распространены недотрога железистая и мелкоцветковая, свидина белая, люпин многоцветковый. Они вытесняют типичные лесные виды, занимая нарушенные участки. Но больше всего территорий «захватил» борщевик Сосновского. Темпы его размножения поражают — особенно на территории биостанции», — Диана Чиркова, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).Участники полевой практики отмечают, что после проведённых исследований они стали лучше понимать, насколько сложны и взаимосвязаны экосистемы. И что даже небольшое воздействие на один компонент может привести к серьёзным последствиям для всей системы.«Полевые занятия сильно меняют восприятие всего, что мы изучали в течение года. То, что раньше воспринималось как набор теоретических понятий, вживую обретает форму и становится логичным. После практики ты уже не просто «смотришь на природу», а интуитивно замечаешь сомкнутость крон, оцениваешь проективное покрытие, распознаёшь виды растений», — Юлия Шмитько, студентка института экологии РУДН (направление «Экология и природопользование», I курс).
Другие новости
- 12 августаПервые итоги приемной кампании РУДН